Зиновий САГАЛОВ

• ГЛАВНАЯ • ДРАМАТУРГИЯ • ПРОЗА • ПОЭЗИЯ • КНИГИ • ПУБЛИЦИСТИКА • ТЕАТР «LESEDRAMA» • РЕЖИССЕРЫ • ПРЕССА • ВИДЕОЗАЛ • ПЕСНИ • КОНТАКТЫ
• ПУБЛИЦИСТИКА, ЭССЕ: Третья жертва - Вокруг Чайковского - Эрнст Буш и его харьковский «двойник» - Крёстный отец величайшего безбожника - Он оставил нам свою музыку - Он жил с осколками «Хрустальной ночи» - Процесс в Харькове - прелюдия к Нюрнбергу - «Добрейший немец», друг поэта

Зиновий Сагалов

ЭРНСТ БУШ И ЕГО ХАРЬКОВСКИЙ "ДВОЙНИК"

Апрель сорок пятого уже дышал пьянящим воздухом Победы. Ожесточенные схватки с гитлеровцами шли на ближних подступах к Берлину. Человечество, начинавшее свой день с военных сводок, с нетерпением ожидало, когда же отгремит последний залп этой самой кровавой и жестокой из войн.

Ждали этого часа и те, кто томился в фашистских концлагерях. Открывались тяжелые ворота Заксенхаузена, Равенсбрюка , Бухенвальда.27 апреля 1945 года получили долгожданную свободу заключенные Бранденбургской каторжной тюрьмы, это был один из самых страшных застенков 3 рейха.

"В один прекрасный день дверь нашей камеры широко распахнулась,-вспоминал впоследствии один из смертников. -На пороге стоял рослый солдат с автоматом на груди и с красной звездой на ушанке…Это пришло освобождение".

Этим узником, над которым уже витала смерть, был известный певец-антифашист Эрнст Буш. Глубокий шрам на лице и перебитый лицевой нерв неузнаваемо изменили облик артиста. Это был "подарок" с "летающей крепости" – американская бомба угодила как раз в то крыло тюрьмы, где находилась одиночка Буша. В руинах, оставшихся после бомбежки, было найдено его тело -–казалось, без всяких признаков жизни. Рабочие "зондер-

команды" бросили его на пол мертвецкой вместе с трупами других заключенных , погибших во время ночного налета. К счастью, один из "зондеров" услышал слабые стоны. Сердце певца еще билось…

Десять дней Буш лежал без сознания в лазарете Бранденбургской тюрьмы. И первыми, кого он увидел ,открыв глаза, был тюремный врач и какой-то гестаповский чин. "Теперь эта кривая морда уже не выйдет на сцену"- услышал он слова гестаповца.

К великому счастью, он ошибся. В освобожденном Берлине советским хирургам удалось провести несколько тонких пластических операций (это в те-то годы и в условиях почти полевых!) и вернуть Бушу прежние черты. Уже в ноябре сорок пятого , встреченный громом аплодисментов, он вышел на сцену драматического театра ,а 30 мая 1946 года впервые после войны снова запел. В переполненном зале ,среди зрителей, находился военный корреспондент "Красной звезды" Константин Симонов. Впоследствии , вспоминая этот незабываемый вечер, он писал:

"Впервые после войны я видел и слышал Эрнста Буша. Он еще не вполне оправился после ранения и производил впечатление больного и истощенного человека. Но в нем жила огромная сила и огромная страсть.А для меня этот человек…был прообразом новой Германии.Он был немцем, которого я люблю, он был символом той Германии, которую я люблю. Поэтому я посвятил одно из первых стихотворений , написанных мною после войны, немцу Эрнсту Бушу:

Пять раз друзьями похороненный,
Пять раз гестапо провороненный,
То гримированный, то в тюрьмах ломанный,
То вновь иголкой в стог оброненный,
Воскресший ,бледный, как видение,
Стоял он, шрамом изуродованный ,
Как документ Сопротивления…"

Вскоре вместе с прославленным брехтовским театром "Берлинер Ансамбль" он приезжает в Советский Союз. Спектакли " Жизнь Галилея", "Кавказский меловой круг", "Мамаша Кураж и ее дети" , в которых Буш

Исполняет ведущие роли, триумфально проходят в Москве и Ленинграде.

Выступая в концертных программах, он поет свои известные всему миру "шлягеры" : "Красный Веддинг" " ,"Песню единого фронта", "Болотные солдаты", а также песни советских композиторов –" Священная война" , "Жди меня" (кстати, на симоновские стихи), "Песню о встречном".

К сожалению, в том городе , где я жил, в Харькове, певец ни разу не выступал. Нам довелось слышать его великолепный неповторимый голос лишь на пластинках. Но – парадокс!- именно на харьковском телевидении возникла в начале шестидесятых годов идея - создать телевизионный спектакль об Эрнсте Буше. Но уже беглое знакомство с его жизненной одиссеей , казалось, делало невозможным осуществление нашего замысла.

Судьба этого политического шансонье , калейдоскоп событий, городов и стран никак не могли уместиться в рамках обычного полуторачасового спектакля.

И вот , с благословения телевизионного начальства студия отважилась на рискованный эксперимент – показать этот спектакль в трех частях (сериях) в течение одной недели. Представляю себе снисходительную усмешку современного зрителя, привыкшего , скажем, к бесконечным сериалам типа "Клона" или "Санта –Барбары".Но ведь это было сорок лет тому назад , когда в природе еще , по-моему, не существовало видеомагнитофонов и передача сразу же шла в эфир.

У истоков замысла и в процессе его воплощения стояли работавшие в ту пору на Харьковском ТВ режиссер Иван Даниленко, художник Георгий Камышанский, главный оператор Вадим Евсеев, ст. редактор Ольга Бойко. Писал сценарий автор этих строк.

Самой важной из стоявших перед постановщикам задач был, конечно , выбор актера на роль Буша. После долгих размышлений и проб Даниленко остановился на артисте Театра им. Пушкина Болеславе Березовском. Зрители знали его по ярким театральным работам: Алексей в "Оптимистической трагедии", Разметнов в "Поднятой целине", Ведерников в "Годах странствий". Обаяние и искренность сочетались в нем с внутренней силой и энергетикой.

Выпускник киевского театрального института им. Карпенко-Карого , отмеченный за успехи в учебе стипендией имени Немировича- Данченко, Болеслав отлично владел техникой актерского мастерства, способностью к

Органичному перевоплощению . Была и еще одна немаловажная грань в таланте артиста ,так необходимая для создания образа первца : Болеслав Евгеньевич был не только исключительно музыкален, но и сам, как оказалось сочинял песни и великолепно исполнял их под гитару.

Ведь с самого начала перед режиссером встал нелегкий влпрос : чей голос услышит зритель – самого Буша или артиста, исполняющего его роль?

"У нас не музыкальный лекторий,"- сказал Даниленко.- Мы создаем художественный образ певца. Должен петь тот, кого мы видим в кадре и – на русском языке".

Из фондов Всесоюзного радио были выписаны записи песен Буша. Удалось разыскать ноты и переводы песен на русский язык. И вот , на одной из репетиций, Березовский –Буш запел. Мужествено, резко, акцентируя наиболее важные места текста:

Нам лопаты давят плечи,
Нас гнетет безмерный труд.
Здесь и птицы не щебечут,
Здесь и травы не цветут!
Болотные солдаты,
Идем среди проклятых
Болот…

Это была знаменитая "Песня болотных солдат", сложенная узниками фашистского концлагеря "Бергемоор" под Ганновером. Песня , облетевшая благодаря Бушу , весь мир.

Первая на украинских студиях "трехсерийка" прошло успешно. На дружеском "чаепитии" по поводу окончания работы Болеслав пел свои ,уже не бушевские песни – о любви, о фронтовых друзьях. Голос его уже тоже был другим – мягким, лиричным, задушевным – он уже вышел из образа своего героя.

-А знаете, ребята, -сказал неожиданно Болеслав, перебирая струны гитары, - теоретически я бы мог встретиться с Бушем на берлинских улицах в мае сорок пятого. Ведь после освобождения он с советскими войсками попадает в Берлин. А наша часть ,после ожесточенных боев, была расквартирована в германской столице. Вот так…

Скромный человек, он ни разу за все время работы не обмолвился о том, что рядовым солдатом прошел всю войну до самого Берлина. А после войны участвовал в историческом Параде Победы. И одна из его песен, которые мы тогда услышали, была посвящена этому незабываемому дню.

Не помню, кому пришла в голову мысль послать альбом фотографий из нашего спектакля самому Э.Бушу. адреса его мы не знали, написали по методе чеховского Ваньки Жукова : "Берлин. Эрнсту Бушу".Каково же было наше удивление . когда через месяц –полтора на студию пришел объемистый пакет. В ней , к нашей радости, оказалась книжечка о певце с его дарственной надписью : "Mit herzliche Dank und freundliche GrьЯe .Ernst Busch.Mдrz 1965", ? также несколько долгоиграющих граммпластинок с его песнями. Уезжая на ПМЖ в Германию я передал все это в фонд Харьковской музыкально-театральной библиотеки им. Станиславского.

• ГЛАВНАЯ • ДРАМАТУРГИЯ • ПРОЗА • ПОЭЗИЯ • КНИГИ • ПУБЛИЦИСТИКА • ТЕАТР «LESEDRAMA» • РЕЖИССЕРЫ • ПРЕССА • ВИДЕОЗАЛ • ПЕСНИ • КОНТАКТЫ
© Зиновий Сагалов