ДИССИДЕНТЫ ДЕЛЯТСЯ НА ДОСИДЕНТОВ И ОТСИДЕНТОВ…Новый сезон аугсбургский театр "Lesedrama" открывает премьерой спектакля "Набережная Круазетт". Пьеса Зиновия Сагалова ,написанная в перестроечные годы, была в свое время опубликована в журнале "Театр",шла в драматических театрах, на телевидении. Сейчас в новой авторской редакции она обрела вторую сценическую жизнь и - удивительное дело! - не утратила зрительского интереса и актуальности . Героини спектакля Елена и Зинаида - родные сестры , но "лишь по крови" , как говорит одна из них .Во всем остальном жизнь развела обеих по разные стороны нравственных и духовных баррикад. Лена ,младшая, была одной из тех, кого называли диссидентами. Пикеты, листовки – и в итоге тюремная камера, а затем психушка. Сестра же ее, популярная и знаменитая артистка Зинаида Величко, создавая на экране образы "строительниц коммунизма", успешно шла к своей славе. Казалось бы, судьбы сестер не должны были пересечься, уж в очень разных мирах существовала каждая из них. Но нет, жизнь накрепко связала их в тугой, полный драматизма узел. Честолюбивая ,грезящая о всемирной славе Зинаида уже видит себя на международном кинофестивале в Канне , среди кинозвезд ,на знаменитой набережной Круазетт. Но находящаяся под следствием сестра , обвиняемая в политическом преступлении, может сорвать ее планы и вообще поставить точку на ее карьере. Единственный выход, который подсказывают ей в КГБ, - добиться того, чтобы Елену признали психически ненормальной и упрятали в спецбольницу. И хоть Зинаиде жаль сестру, она, с помощью своего любовника Юрия ,так и делает. Далее действие разворачивается по законам так любимой зрителями мелодрамы. У Елены в больнице рождается сын, но малыша тайком от матери забирает старшая сестра, он становится ее сыном. После лечения в больнице ничего не подозревающая Елена при помощи Зинаиды выходит замуж за немца и уезжает в Германию. Развязка наступает тогда, когда ничего не подозревающая Елена появляется после долгого отсутствия в квартире старшей сестры. С этого , собственно, и начинается действие пьесы. Краткий пересказ сюжета не передает того эмоционального напряжения, которое испытывает зритель, следя за перипетиями судеб обеих сестер. Ирина Бондарева создает образ пылкой, чистой во всех своих помыслах женщины, стойко и осознанно борющейся с тоталитарной властью. На похоронах возлюбленного, замученного в застенках КГБ, она приходит в состояние , близкое к истерии. Но актриса не впадает в ложную театральность, не пользуется расхожими штампами. Ее глубокому горю веришь – это, пожалуй, наилучший эпизод в этой сложной роли. Несмотря на коварство и злой умысел старшей сестры ее образ в исполнении Ванды Дубровской не нарисован сплошь черной краской. Актриса наделяет свою героиню обаянием, рассказывая, каким нелегким трудом далась Елене кинематографическая слава. Неудавшаяся личная жизнь, раскаяние за предательство по отношению к Елене ,необходимость расставания с сыном, которого она уже считала своим и в котором теперь заключался весь смысл ее одинокой жизни – всему этому зритель сопереживает с невольными слезами на глазах. Постановщик этого прекрасного спектакля Зиновий Сагалов психологически точно выявил драматический конфликт между двумя героинями, показав непохожесть их индивидуальностей. На небольшой сцене изобретательно выстроены десятки неожиданных мизансцен, позволяющих актрисам показать сложную нюансировку их характеров. Эмоциональный накал спектакля усиливается умело и тонко подобранной музыкой (звукооператор Д.Тафель).
Д. Чернов
(Газета "Германия плюс",№9. 2006)
|