БОРЬБА ГИТЛЕРА С КАФКОЙВсе театры в один голос утверждают, что главная проблема сегодня – хороший текст. Чехов и Островский – вечны, но как же современность? Как найти хорошего, талантливого автора? В театре "Школа современной пьесы" недавно был представлен сборник "Лучшие пьесы конкурса "Действующие лица" 2005 года". Конкурс проводится с 2003 года, и за это время было прислано 992 пьесы. Организаторы говорят, что цель этого проекта – найти текст для театра, рожденный временем и созвучный ему. Текст, провоцирующий взрыв творческой энергии и, как результат, появление спектакля, о котором невозможно будет не услышать. "У конкурса пока нет концепции, - говорит Михаил Угаров. – "Мы ждем гениальную пьесу!" - это не концепция, потому что каждый член жюри понимает это по-своему. И мы ищем подходящую формулировку". Также, по мнению Угарова, современная драматургия становится модной. Пьесы издают и крупные издательства, и совсем маленькие. Но при этом многое зависит от раскрутки и рекламы сборников драматургии. Иосиф Райхельгауз, режиссер, художественный руководитель театра "Школа современной пьесы", рассказал о проблемах конкурса: "В этом году мы хотели сделать фестиваль, состоящий из спектаклей, поставленных по пьесам конкурса. Я пришел с этим проектом к Швыдкому, он пообещал денег. Окрыленные обещанием, мы разослали пьесы по различным российским театрам, откуда пришло подтверждение – будем ставить. Но в итоге Швыдкой денег на это не дал. Пришлось фестиваль отменить. Надеемся, что получится устроить его в следующем году". Еще один член жюри конкурса – актер Альберт Филозов - сетовал на то, что сейчас часто приветствуются пьесы, которые являются современными, но не являются драматургией. Молодые авторы пытаются писать "с нуля", изобретая велосипед, не зная азов драматургии. В итоге актер, участвующий в таком спектакле, просто не может понять "об чем играем пьеску". Иногда бывают и курьезные случаи. В этом году первую премию получила пьеса "Гитлер и Гитлер" Константина Костенко. Один из театров тут же хватает ее и объявляет, что готов ставить. Потом выяснилось, что пьесу толком не читали, скорее – пролистали. Дирекция театра просит изменить название, мотивировав это так: "Наша аудитория неоднозначно относится к этому персонажу". На этом все и закончилось… "Но это уже хороший показатель: люди среагировали на то, что пьеса получила на конкурсе первую премию. Значит, надо брать", - прокомментировал эту ситуацию Иосиф Райхельгауз. Кстати, в рамках конкурса "Действующие лица" Виталий Третьяков учредил премию за лучшую политическую пьесу. В этом году ее получил Сергей Решетников за пьесу "Часовой". И что уж совсем немаловажно, пьесы, победившие на конкурсе, идут в театре. Для этого они и писались. Но если говорить о личных впечатлениях, то самой оригинальной автору этих строк показалась пьеса-монолог Зиновия Сагалова "Не верьте г-ну Кафке". Явно навеяна прославленным "Превращением" - вот только героиня пьесы, сестра несчастного, превратившегося в жука коммивояжера, винит в случившемся непосредственно своего квартиранта Кафку, колдуна и чернокнижника… И пытается убедить в этом прокурора.
Ирина Васильчикова ("Россія",№ 14,2006 г |