ВОЗВРАЩЕНИЕ ШАГАЛАЕлена ДАНЕЙКОНа прошлой неделе на "Вольнай сцэне" прошли два премьерных спектакля в постановке Валерия Анисенко по пьесе Зиновия Сагалова "Полеты с ангелом". Имя Марка Шагала, которое долгие годы пытались предать забвению советские деятели культуры и чиновники от культуры, возвращается на родину. Началом этого возвращения стала выставка "Произведения средиземноморского периода 1949 -1985 гг. Гуаши, литографии, акварели", которая в позапрошлом году прошла в Национальном художественном музее Беларуси. В подготовке экспозиции участвовали Национальный музей Марка Шагала "Библейское Послание" из Ниццы, наследники Иды Шагал, Витебский художественный музей, министерства культуры Франции и Беларуси, дипломаты и спонсоры. Внушительный перечень всех, кто так или иначе был причастен к организации выставки, тогда, в 1997 году, свидетельствовал и об огромном интересе в мире к творчеству Шагала, и об осознанной необходимости легализовать имя большого художника на его родине. В нынешнем году 7 июля 102-й день рождения Шагала отмечали не так пышно, как вековой юбилей в 1997-м. Но так уж повелось - круглая дата почему-то считается более веским поводом для воздаяния почестей. Отмечали и в Витебске, и в Минске. Внучка Шагала Мерет Мейер Грабер посетила и малую родину своего деда, и белорусскую столицу. Она охотно отвечала на вопросы журналистов и пришла на просмотр фильмов о Марке Шагале, организованном в Национальном художественном музее при участии французского посольства. Спектакль "Полеты с ангелом" можно считать продолжением большой дороги Шагала домой. Впрочем, на вопрос, был ли настоящим домом ему Витебск, сегодня вряд ли кто-нибудь ответит. Но из истории, рассказанной и показанной в спектакле, можно сделать вывод - был. Не всегда уютный и приветливый, не всегда сытый и доброжелательный. Но был. Атмосферу этого дома для спектакля создали заслуженный архитектор Беларуси, лауреат Ленинской премии Леонид Левин и его дочь - тоже архитектор - Галина Левина. Они занимались сценографией и костюмами, используя любимые цвета художника, воссоздавая на сцене его настроения и характер средствами изобразительного искусства, атмосферу ушедшего времени и разных стран. Летающие люди, Бела в сиреневом платье, семь зажженных свечей стали в спектакле не частью декораций и бутафорских сооружений, но деталями рассказа о Марке Шагала. Сама же постановка - это монологи и диалоги, в которые укладываются основные жизненные вехи мирской истории художника, судьба которого вынудила покинуть родину, заставила долго странствовать по свету, находить приют на чужбине, которая неизменно оказывалась ласковее родины, и на склоне лет жизни милостиво соизволила посетить - нет, не родину, но приблизиться к ней. "Полеты с ангелом" - разговор о вечном, о главном, о проблемах личных и вселенских, национальных и наднациональных. Марка Шагала играет Виталий Быков. Играет удивительно проникновенно и, насколько можно судить по воспоминаниям Шагала и о Шагале, удивительно точно. На долю актрисы русского театра Татьяны Бовкаловой выпала не более легкая задача, так как за время постановки ей пришлось неоднократно перевоплощаться - из матери Шагала в его возлюбленную, потом в красную коммунаршу, потом опять в Беллу Розенфельд. Об истории создания спектакля "БДГ" рассказал режиссер Валерий Анисенко: - Идея сделать спектакль о Марке Шагале родилась два года назад. Инициатором проекта можно считать нашего посла в Лондоне Владимира Счастного. Он предложил сделать постановку, которую можно было бы показать на выставке Марка Шагала в Лондоне. После того как Счастный (кстати, очень творческий человек, член Союза писателей) позвонил из Лондона и попросил сделать такой спектакль, мы начали искать драматургический материал. И нашли. Взяли пьесу нашего молодого белорусского драматурга Дмитрия Бойко. Нам показался этот вариант интересным. Потом у нас была возможность показать ее в Лондоне. И мы начали уже работать над пьесой с Леонидом Левиным и Галиной Левиной. В той пьесе было порядка 15 действующих лиц, и мы уже сделали эскизы. Потом я пришел в "Джойнт" просить помощи, потому что были сложности с постановкой пьесы в театре. За культурную программу по "Джойнту" отвечала тогда Светлана Аксенова-Штейнгруд. Она сама поэт, в прошлом москвичка, член Союза писателей, работала завлитом в Ташкентском Русском театре С ней было легко находить общий язык. Светлана отдала пьесу на рецензию, и там был ряд замечаний. У меня не хватило аргументов их опровергнуть, и сегодня я считаю, что это был счастливый момент. Потому что потом Борис Луценко дал мне пьесу, по которой и был поставлен спектакль "Полеты с ангелом". Я прочитал, и сердце мое дрогнуло, потому что это даже не чистая драматургия, а своеобразный литературный театр, где только два действующих лица рассказывают историю и проигрывают некоторые эпизоды внутри этой истории. Это сложно и, кроме всего прочего, требует определенной актерской техники и сценографического решения, это своеобразный стиль, кстати, не очень развитый сейчас у нас, по крайней мере, в Минске. Мне это показалось чрезвычайно интересным. Потому что раньше довелось много заниматься литературным театром. Большая удача, что в спектакле играют замечательные актеры Русского театра Виталий Быков и Татьяна Бовкалова, что они согласились. Работа была очень сложной.
Copyright © " Белорусская деловая газета ",1999 |