“Не оставляйте стараний, маэстро...”Ежегодные спектакли театра Lesedrama в Мюнхене давно стали традиционными и также традиционно собирают полный зал поклонников Зиновия Сагалова, любителей особого жанра, в котором драматург из Аугсбурга большой мастер: остросюжетной психологической драмы. Известно, что самые оригинальные сюжеты сочиняет жизнь. Этим ее свойством успешно пользовались авторы знаменитейших мировых бестселлеров. К примеру, А. Конан-Дойл, Жюль Верн и Виктор Гюго создали немало произведений по мотивам действительных проишествий. Так же поступала Агата Кристи. Фабула психологической драмы напоминает, а порой повторяет судьбы людей, переживших лихие виражи, в чем и секрет поразительной достоверности жанра. Итак, звезда советского кинематографа некогда помогла карательным органам упрятать в сумасшедший дом свою сестру-антисоветчицу, чтобы она не мешала ей делать карьеру. А цель святая – попасть на Каннский кинофестиваль. Ах, этот волшебный адрес: набережная Круазетт! Таков сюжет нынешней пьесы Сагалова. Случалось ли такое в нашей бывшей стране? Бывало и покруче. Писали об том много раз: и развлечения публики ради, и критиканствуя, и с нравоучением. Но, несмотря на все, а может быть, именно благодаря тому, что тема, наконец, получила свое достойное воплощение, герои Сагалова, живя в непередаваемо волшебном микрокосме сцены, трогают зрителей до слез. От происходящего не оторвать взгляда. И не потому, что автор старался обострить развитие событий (хотя пьеса получилась достаточно напряженной). Но главным образом благодаря глубокому внутреннему смыслу своего существования. Чем объяснить писательское обаяние Зиновия Сагалова ? Если бы на такие вопросы легко было найти ответ...Все же, когда я слушал монологи пьесы в прекрасном исполнении актрис И.Бондаревой и В. Дубровской, мне постепенно становилась понятной фраза драматурга, который в одном из интервью скромно заметил, что тема его пьесы "актуальна и сейчас" Еще бы! Как мне было не узнать самого себя в персонаже, листавшем лишь красочно расписанные страницы жизни, всеми силами избегая ее менее приятных сторон - даже если этого настоятельно требовала совесть... Нет, я никогда не стремился к цели любыми средствами. И уж, тем более, ни за что в погоне за успехом не засадил бы в психушку любимую сестру. И все-таки, признаюсь, на спектакле мне не раз становилось стыдно за самого себя. Во множестве своих поступков я увидел человека, который так часто бывал готов, оправдываясь масштабностью задач, жертвовать самым важным: любовью, счастьем близких людей. И жертвовать ради того, что позже, но поистине не случайно, окажется никчемным и не нужным. Не нужным никому, да и самому себе тоже.. Настоящие ценности жизни, ее никогда не теряющие значения законы морали, и с другой стороны, цели искусства, их взаимосвязь – вот темы сагаловских пьес, ставшие источником его творческого долголетия.
С. Дмитриев |