Шагал. Витебская мелодия на французской скрипкеВитебск действительно способен удивлять. В каком еще городе можно увидеть Пушкинский мост, существующий только потому, что по нему в начале позапрошлого века дважды проехал великий поэт? А Марк Шагал провел здесь четверть своей долгой, почти столетней жизни. Его полотна — это и есть Витебск. Даже плафоны, расписанные на потолке парижской Гранд Опера, напоминают его героев и его город. В ушедшем году Шагалу исполнилось 125 лет. Но в Витебске его вспоминают не только в дни юбилеев. Бывший харьковчанин, а ныне житель немецкого Аугсбурга Зиновий Сагалов, помог открыть драматические перипетии жизни Шагала в своей пьесе «Полеты с ангелом». Когда-то в Харьковском театре имени Т. Шевченко эту пьесу-дуэт сыграли Леонид Тарабаринов и Татьяна Гриник. В еврейском музыкально-драматическом театре имени Шолом-Алейхема (Киев) его поставил Авигдор Фрейдлис. Кажется, спектакль идет где-то в исполнении любительских коллективов. А я посмотрел его в Витебском театре имени Я. Коласа. Здесь его играют новый худрук театра Валерий Анисенко и минская актриса Анна Полупанова, которые раньше показывали «Полеты с ангелом» в столице Белоруссии. Витебским зрителям нравится этот спектакль, и даже такой строгий ценитель, как экскурсовод музея Шагала Светлана Стефаненкова, говорила о том, что ее соседи по зрительному залу то и дело вытирали слезы на премьере. Дом-музей Шагала тоже примечателен. Хотя там и немного вещей, сохранившихся от семьи Шагала (в основном это просто вещи того времени), здесь можно буквально прикоснуться к эпохе взросления художника. Его фантазии рождались скорее вопреки сонному быту провинциального Витебска — в лавке прямо у входа в дом мать Шагала Фейга-Ида торговала рыбой. Здесь «правили бал» мясники и купцы, старьевщики и сапожники. Здесь фасовали табак, делали щетину и войлок и… играли на скрипке. Не потому ли во дворе бывшего дома Шагалов в наши дни поставили памятник «Витебская мелодия на французской скрипке» работы белорусского скульптора Валерия Могучего? В нем фантазия отрывается от быта, как и в пьесе Зиновия Сагалова. В «Полетах с ангелом» могут играть два человека. А могут — гораздо больше, если женские роли раздать разным актрисам. Если сам Шагал в сценическом повествовании путешествует лишь во времени — он то мальчик, то юный художник времен гражданской войны, то парижанин, то старец, все женские роли разнообразны и характерны. Это мать Шагала, его жена Белла, олицетворение советской власти в Витебске, «чокнутая» комсомолка по кличке Люция-революция. И, конечно, сам Ангел, Муза художника, которая в разных обликах сопровождала его всю жизнь. Говорят, что, будучи в России, уже глубоким стариком, Шагал радостно удивлялся успеху своих произведений на выставке в Москве. Но отказался ехать в Витебск, боясь встречи с родным городом, который до неузнаваемости изменила советская власть. Думаю, сегодня он не был бы им разочарован. Текст: Александр Чепалов Истоник: inform.kharkov.ua |